Пользователи хотят общаться с государством через экран смартфона

24 октября 2018
Пользователи хотят общаться с государством через экран смартфона

Исполнить такой запрос общества должен федеральный проект по цифровизации государственного управления, считают в Минкомсвязи России. Проект является ключевым элементом масштабной программы цифровой экономики, которая была представлена накануне на форуме «Открытые инновации».

Подробнее о проекте на форуме рассказал заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максим Паршин в рамках панельной дискуссии «Цифра во главе государства. Цифровизация государственного управления», организованной Аналитическим центром.

Он напомнил, что с принятием закона об общих принципах предоставления государственных, муниципальных услуг в 2010 году в России началось построение сервисного государства. И в настоящее время оно успешно функционирует в версии 1.0.

«За это время пройден большой путь. Государственное управление и страна в целом преобразились. В стране работает 3 000 многофункциональных центров, во всех более-менее крупных населенных пунктах государственные услуги можно получать в шаговой доступности по принципу одного окна. Ежедневно порталом Госуслуг пользуется полтора миллиона человек. А число запросов, поступающих на ресурс, исчисляется миллиардами в год», - сообщил Максим Паршин.

Еще один позитивный пример уже реализованной цифровизации госуслуг представил заместитель руководителя ФНС России Андрей Петрушин. Портал ведомства на сегодняшний день является одним из лучших кейсов по применению больших данных. Через ресурс 24,4 миллиона налогоплательщиков решают свои вопросы без посещения офисов налоговой службы. А 98% юридических лиц предоставляют отчетность и декларации в электронном виде.

«Без цифровых технологий уже невозможно представить реальность. Люди ждут развития этих технологий от государства и хотят работать с государством так же, как общаются с друзьями и близкими. Это данность, с которой нужно считаться», - резюмировал Петрушин.

Следующим этапом развития информационных технологий, по словам Максима Паршина, должна стать  реализация проекта сервисного государства в версии 2.0 на период с 2018 по 2024 годы. 

Одним из основных направлений работы сервисного государства станут супер-сервисы, которые будут включать 25 наиболее важных и востребованных населением федеральных, региональных и муниципальных услуг. Сегодня они составляют  90% всех случаев взаимодействия государства и граждан. Планируется, что в электронном виде можно будет получить такие документы, как европротокол по ДТП, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, больничный, трудовую книжку, свидетельство о заключении брака и рождении ребенка, лицензии и разрешения на ведение предпринимательской деятельности и другие.

«При проектировании сервисов мы планируем идти от идеального образа результата, – пояснил Паршин. – Буквально, будем разрабатывать экранные формы того, как это должно выглядеть на смартфоне. И в дальнейшем ходом будем проектировать бизнес-процессы под этот идеальный образ. Работа над проектом уже начата. Ее результатом должны стать налаженные бизнес-процессы, технологии и нормативное регулирование».

Проект сервисного государства сформирует и единую информационную среду. На сегодняшний день в России насчитывается около 35 тысяч сайтов государственных и муниципальных органов власти и более 100 порталов государственных услуг. После реализации проекта наименее жизнеспособные ресурсы мимикрируют на единую платформу, а остальные будут интегрированы на gov.ru. В результате будут установлены единые принципы цифровой экосистемы, стандарты редакционной политики, контента и работы с данными. Кроме того, в перспективе проект предполагает полную ликвидацию бумажного документооборота и переход на электронные носители.

Однако, по мнению экспертного сообщества, одним из препятствий на пути к цифровизации государства может стать тяга служащих на местах к ручному управлению. Гости панельной дискуссии напомнили спикеру ситуации, когда сотрудники ДПС требуют предъявить бумажную версию полиса ОСАГО, несмотря на то, что правительством уже утверждена электронная версия документа.

«Меня однажды остановил инспектор ДПС, я показал PDF-файл ОСАГО с телефона, и его это устроило, - поделился личным опытом Паршин. – Но я знаю, что еще есть сотрудники, которые не доверяют такому документу. Это и есть одно из наших направлений работы – создать приложение, которое убедит любого инспектора в том, что электронный документ подлинный. Это будет либо QR-код, либо он будет просто доверять изображению, потому что его невозможно подделать».

В целом, у России есть потенциал для развития цифровой экономики, отметил главный экономист Всемирного банка (регион Европа и Центральная Азия) Ханс Тиммер. Накануне финансовая организация опубликовала в Москве отчет, в котором оценивается состояние цифровой экономики в России.

«У правительства России есть большой энтузиазм, чтобы продвигать цифровую экономику. Есть успехи в предоставлении электронных услуг. Здесь ситуация гораздо лучше, чем во многих других странах. Более 70 миллионов людей имеют доступ к электронным услугам и 2/3 пользователей удовлетворены их качеством. С другой стороны, в России не хватает таких инноваций и разработок, как, например, искусственный интеллект в частном бизнесе. Но правительство работает над продвижением этих проектов, и мы слышали об этих планах на будущее. Ваша задача – связать все службы воедино, например, в Эстонии есть правило, что государство может только один раз запрашивать у гражданина документы, а потом они уже автоматически передаются во все ведомства», - кратко озвучил выводы специалистов Ханс Тиммер.

Источник: Аналитический центр при правительстве РФ