Одобрен перечень приоритетных «суперсервисов»
На минувшей неделе под председательством заместителя председателя правительства Максима Акимова прошло заседание президиума правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности.
Помимо вопроса о цифровой трансформации государственных услуг обсуждались положение о подкомиссии по цифровой экономике и порядок разработки «дорожных карт» по направлениям развития «сквозных» цифровых технологий.
Был одобрен перечень из 25 приоритетных жизненных ситуаций для цифровой трансформации госуслуг (разработки «суперсервисов», т.е. комплексных услуг, привязанных к жизненной ситуации), о которых доложил заместитель министра цифрового развития Максим Паршин. Напомним, ранее об этой концепции Паршин рассказал в октябре, в ходе Шестого ежегодного всероссийского форума региональной информатизации «ПРОФ-IT.2018».
Как сказано на сайте правительства, «для реализации каждого из 25 суперсервисов будет сформирована отдельная команда цифровой трансформации, основными задачами которой будут выработка целевого состояния суперсервиса с точки зрения наилучшего пользовательского опыта, оптимизация бизнес-процессов, анализ действующих государственных информационных систем и выработка требований к их модернизации с учётом единых архитектурных требований и лучших мировых практик».
Согласно материалам, подготовленным к заседанию президиума, для каждого из 25 суперсервисов ответственными ведомствами будут формироваться отдельные дорожные карты, которые должны быть одобрены президиумом правкомиссии по цифровому развитию и утверждены руководителем ведомства. Исполнение мероприятий дорожной карты будет фиксироваться в информационной системе мониторинга, ежемесячно рассматриваться на подкомиссии и ежеквартально – на президиуме правкомиссии по цифровому развитию, использованию.
В состав типовых мероприятий дорожной карты предлагается включить, в том числе, такие мероприятия:
- разработка текущей и целевой моделей предоставления услуги в нотации BPMN, подготовка предложений по оптимизации текущей модели и целевые показатели ее оптимизации;
- разработка и утверждение нового административного регламента оказания услуги;
- определение технических требований по модернизации и развитию ведомственной информационной системы, обеспечивающей предоставление услуги, и ЕПГУ (включая разработку электронной формы заявлений);
- разработка финансово-экономического обоснования расходов, необходимых для модернизации и развития соответствующей ведомственной информационной системы;
- модернизация ведомственных информационных систем, обеспечивающих предоставление услуги предоставляющих через СМЭВ сведения, необходимых для предоставления услуги;
- ввод целевой модели оказания услуги в промышленную эксплуатацию.
Были предложены и типовые целевые показатели оптимизации государственных и муниципальных услуг к 2021 году:
- доля обращений за получением государственных и муниципальных услуг в электронном виде, не требующих очного посещения органа власти или МФЦ и представления необходимого комплекта документов в бумажном виде – не менее 50% всех обращений граждан за получением государственных и муниципальных услуг исключительно в электронном виде и не менее 80% всех обращений бизнеса за получением государственных и муниципальных услуг исключительно в электронном виде;
- время, необходимое для заполнения в электронном виде формы заявления и формирования необходимого комплекта документов для получения государственных и муниципальных услуг – не более 10 минут;
- регламентное время оказания государственных и муниципальных услуг (от регистрации заявления до принятия решения) – сокращено в два раза по сравнению с 2018 годом;
- доля заявлений на получение государственных и муниципальных услуг, рассмотренных ведомствами с нарушением регламентного срока – не более 5% от общего количества зарегистрированных заявлений;
- доля заявлений на получение государственных и муниципальных услуг, по которым ведомством предоставлен отказ в получении услуги – не более 10% от общего количества зарегистрированных заявлений;
- бюджетные расходы на фонд оплаты труда сотрудников ведомства, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг – сокращено на 30% по сравнению с 2018 годом.
Перечень «суперсервисов», одобренный на заседании президиума правкомиссии по цифровому развитию 31 января
Наименование суперсервиса | Краткое описание | Ответственный орган |
Оформление европротокола онлайн |
Предоставляет возможность оформления в режиме онлайн в течение 10-15 минут извещения о дорожно-транспортном происшествии без участия сотрудников ГИБДД |
Банк России, Российский союз автостраховщиков |
Цифровое исполнительное производство |
Полноценное и своевременное информирование сторон исполнительного производства (должников и взыскателей) о возбуждении исполнительного производства (ИП), о всех действиях пристава в рамках ИП и получения исчерпывающей информации о ходе ИП в режиме онлайн на ЕПГУ. Исключение оборота исполнительных документов, как бумажных, так и электронных. Создание Единого реестра исполнительных документов |
Минюст России, Федеральная служба судебных приставов, Судебный департамент при Верховном суде Российской Федерации |
Правосудие онлайн |
Предоставляет возможность онлайн подачи процессуальных обращений в федеральные суды общей юрисдикции и мировым судьям с возможностью отслеживания хода их рассмотрения |
Судебный департамент при Верховном суде Российской Федерации |
Подача заявлений в правоохранительные органы онлайн |
Предоставляет возможность оформления в личном кабинете на ЕПГУ заявлений о преступлениях и правонарушениях, позволяет направлять их в онлайн режиме и отслеживать статус их рассмотрения |
Генеральная прокуратура, МВД России |
Онлайн-помощник при инвалидности |
Позволяет лицам, признанным инвалидами, получать оповещения о приближении даты очередного освидетельствования, проактивно формировать черновики заявлений на получение услуг, необходимых инвалидам, направлять заявления на получение услуг, предъявлять в электронном виде справку об инвалидности в государственные органы и коммерческие организации в момент их посещения при помощи мобильного приложения |
Минтруд России |
Трудовые отношения онлайн |
Обеспечивает возможность перевода взаимоотношений работника и работодателя в цифровой вид. В том числе, возможности заключения трудового договора работником в личном кабинете ЕПГУ. Предоставление работнику в личном кабинете ЕПГУ полного спектра информации о трудовых взаимоотношениях, в том числе: сведений о трудовой деятельности (электронная трудовая книжка), справки от работодателя, информация об отчислениях в фонды, электронные листки нетрудоспособности |
Минтруд России |
Социальная помощь онлайн |
Позволяет гражданам проактивно получать оповещения о положенных ему мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплатах и проактивно формировать проекты заявлений на их получение |
Минтруд России |
Пенсионное обеспечение онлайн |
Расчет, назначение, определение места и способа доставки пенсии в электронном виде без необходимости посещения МФЦ или отделения ПФР |
Минтруд России |
Трудовая миграция онлайн |
Позволяет иностранным гражданам получить полный комплекс услуг по трудоустройству в России: определение наличия квоты и получение патента (разрешения), оформление визы, проверка добросовестности работодателей при привлечении иностранных работников, прохождение экзаменов, получение необходимых справок, заключение трудовых договоров в электронном виде, контроля соответствия трудовых договоров и начисляемых (уплачиваемых) страховых взносов |
Минтруд России |
Поступление в вуз онлайн |
Предоставляет абитуриенту и членам его семьи возможность удобного поиска и сравнения образовательных программ вузов и условий обучения (количество бюджетных мест, стоимость обучения, проходной балл по предыдущим годам, наличие и стоимость мест в общежитиях, уровень заработной платы выпускников, процент трудоустроившихся по специальности и д.р.), используя ЕПГУ. Предоставляет возможность абитуриенту подать в режиме онлайн документы для поступления в вузы |
Минобрнауки России, Минтруд России |
Цифровые документы об образовании онлайн |
Обеспечено формирование документов об общем, среднем профессиональном и высшем образовании в электронном виде, а также доступ работодателей к документам об образовании соискателей с их согласия |
Минпросвещения России, Минобрнауки России, Рособрнадзор |
Образование в России |
Предоставляет возможность для иностранных граждан и лиц без гражданства в режиме онлайн подать заявление и пройти этапы отбора для поступления в вузы Российской Федерации, существенно сократив количество личных посещений Российских центров науки и культуры за рубежом или посольства Российской Федерации |
Россотрудничество |
Земля под строительство онлайн |
Выбор земельного участка и заключение договора купли-продажи, договора аренды или договора безвозмездного пользования земельного участка с гражданами и юридическими лицами |
Минстрой России |
Цифровое строительство |
Комплексный сервис предоставления услуг в электронном виде по созданию объекта капитального строительства от этапа проектирования, экспертизы, и строительства до государственной регистрации прав на объект недвижимости |
Минстрой России |
Здравоохранение онлайн |
Предоставляет гражданину получить комплекс услуг здравоохранения: Онлайн оформления/изменения полиса ОМС в цифровом виде через ЕПГУ, с отказом от физического бланка полиса и личного посещения страховой медицинской организации. Выбор медицинской организации обслуживания для себя, своих детей или лиц, находящихся под опекой гражданина. Запись на прием к врачу по случаю заболевания, на профилактические медицинские осмотры и диспансеризацию. Получение информации относительно плана профилактического медицинского осмотра ребенка и вакцинации согласно национальному календарю прививок. Запись ребенка на медицинские услуги в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи |
Минздрав России |
Регистрация нарушений ПДД и правил благоустройства |
Предоставляет гражданину с использованием смартфона возможность фиксировать нарушения ПДД и/или правил благоустройства. Зафиксированные нарушения в онлайн режиме направляются в ГИБДД (в части нарушений ПДД) либо органы власти (местного самоуправления), ответственные за благоустройство (в части нарушения правил благоустройства) |
МВД России |
Паспортные сервисы онлайн |
Предоставляет гражданам Российской Федерации возможность подать заявление на регистрацию по месту жительства и месту пребывания онлайн. Гражданам и уполномоченным организациям получить онлайн информацию (данные): о лицах, проживающих совместно с заявителем, о родственных связях заявителя, сведения о зарегистрированных лицах, о технических характеристиках помещений. Возможность получения онлайн сведений о всех паспортах гражданина |
МВД России |
Уведомление и обжалование штрафов онлайн |
Онлайн получение достоверной информации о полученных штрафах, возможность удобно и быстро их оплатить, обжаловать (при ошибочном решении) вынесенное постановление на ЕПГУ |
МВД России |
Разрешения для бизнеса в цифровом виде |
Реализован набор сервисов для оформления и получения необходимых лицензий и разрешений для ведения предпринимательской деятельности |
Минэкономразвития России |
Господдержка бизнеса |
Предоставляет полностью онлайн процесс получения предпринимателями льготного кредитования и иных форм государственной поддержки |
Минэкономразвития России |
Регистрация бизнеса |
Предоставляет полностью онлайн процесс регистрации бизнеса, открытия счета в банке и закрытия бизнеса предпринимателями |
Минэкономразвития России,
|
Безбумажные перевозки пассажиров и грузов |
Реализована возможность сопровождения, перевозки грузов, пассажиров электронными документами или реестровыми записями (транспортная накладная, маршрутный и путевой листы и др. сопроводительные и разрешительные документы), гармонизация требований к электронным грузовым / транспортным документам, применяемых при транспортных перевозках |
Минтранс России |
Рождение ребенка |
Предоставляет возможность получить все необходимые документы и государственные гарантии начиная с ранних стадий беременности (запись к врачу, выбор родильного дома, получение гарантированных выплат и пособий), а также получение документов для родившегося ребенка и выплат пособий без визитов в органы государственной власти или МФЦ в рамках единого проактивного государственного сервиса |
Минкомсвязь России |
Утрата близкого человека |
Комплекс государственных сервисов, призванный оказать поддержку в сложной жизненной ситуации, связанной со смертью близкого человека, в части организации процессов прощания, получения гарантированных и страховых выплат, а также получение наследства |
Минкомсвязь России |
Переезд в другой регион |
Позволяет гражданам Российской Федерации получить комплекс услуг онлайн при переезде в другой субъект Российской Федерации: регистрация по месту жительства, полис ОМС и прикрепление к медицинской организации; постановка на учет в военкомате, постановка в очереди в детские сады и школы, получение лицевых счетов ЖКХ и др. без посещения органов власти, иных организаций или МФЦ |
Минкомсвязь России |