В октябре в России появится базовая модель компетенций для цифровой экономики
К октябрю 2019 года будет разработана и представлена базовая модель компетенций для цифровой экономики. Новый инструмент в перспективе позволит актуализировать госстандарты в сфере образования и поможет развитию рынка труда. Об этом говорили участники состоявшегося в Аналитическом центре круглого стола «Обсуждение подходов к формированию и реализации базовой модели компетенций цифровой экономики».
«Документ будет задействован для актуализации всех государственных, федеральных образовательных стандартов, рабочих программ», – пояснил руководитель Проектного офиса по реализации нацпрограммы «Цифровая экономика» Аналитического центра Владимир Месропян. «Чтобы успеть в срок, нужно заранее понять, как концепция модели будет интегрирована с разными уровнями образования и текущими задачами. Важно разработать не только саму модель, но и способы ее актуализации», - заявил координатор направления «Кадры для цифровой экономики» Проектного офиса по реализации нацпрограммы «Цифровая экономика» Аналитического центра Антоний Швиндт.
Создание «цифрового ядра», которое включит определенные требования к компетенциям цифровой экономики – алгоритмическому мышлению, работе с данными, программированием и т. д., уже прорабатывается. При этом, как отметила директор по развитию системы профессиональных квалификаций ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда Ирина Волошина, инструмент актуализации содержания цифровых компетенций также должен отрабатываться уже сейчас.
Координатор центра компетенций «Кадры и образование» Университета НТИ «20.35» Олег Подольский акцентировал, что модель планируется сделать не универсальным инструментом, а инструментом «индивидуальных решений». «Любая компания среднего или крупного бизнеса уже обладает своей моделью компетенций, и нам лишь нужен «умный маршрутизатор» для всего многообразия систем управления кадровым потенциалом», – пояснил он.
Руководитель созданной на базе центра компетенций экспертной группы по разработке модели Александр Кондаков сообщил, что сегодня ключевые компетенции личности как субъекта деятельности все более «сдвигаются» в сторону коммуникативных и креативных.
Директор сервиса диагностики и отбора Университета НТИ «20.35» Андрей Комиссаров представил результат анализа компетентностных моделей в 50 ведущих компаниях. В результате было выявлено 211 компетенций, которые условно разделены на девять блоков: «мышление», «работа с системами и процессами», «саморегуляция», «взаимодействие людей», «работа с новизной и изменениями», «коммуникация», «работа с информацией», «предпринимательство» и «ценностно-нормативные компетенции». «Наиболее востребованным блоком для работодателей является «мышление», – подчеркнул Комиссаров.
«Высшее образование сегодня инертно. Оно не построено на изучении кейсов, конкретных ситуаций, которые позволяют человеку лучше понять преподавателя и работодателя. В этом смысле переход на систему по кейсам, вне зависимости от программы обучения, кардинально сдвинет инертную систему с места», – считает вице-президент по управлению персоналом АФК «Система» Алексей Гурьев.
В ходе дискуссии с предложениями выступили и представители ведомств. В частности, директор Департамента координации деятельности организаций высшего образования Минобрнауки России Екатерина Бабелюк считает, что при разработке базовой модели компетенций нужно определиться, куда отнести digital-компетенции в федеральных государственных образовательных стандартах – к универсальным, общепрофессиональным или профессиональным компетенциям.
Говоря о профстандартах, заместитель генерального директора Национального агентства развития квалификаций Юлия Смирнова сообщила, что «их уже более 1200 утверждено, и в 86% в том или ином виде есть цифровые компетенции. Это важно, чтобы, с одной стороны, получить «сигнал» от работодателя, с другой – учесть требования рынка труда, пожелания государства».
Источник: Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации