Жизненный цикл ГИС — регламенты Ленинградской области
Управление жизненным циклом продукции для предприятий реального сектора сегодня является критически важным.
В ходе цифровой трансформации качество управления жизненным циклом государственных информационных систем становится столь же значимым и для региональных органов власти. Именно поэтому регламентация процессов создания и развития государственных информационных систем в регионе стала одним из первых приоритетов в работе комитета цифрового развития Ленинградской области.
До недавнего времени взаимодействие участников процесса создания государственных информационных систем и ресурсов в Ленинградской области было слабо структурировано и регламентировано, имело низкую прозрачность. Это приводило к увеличению сроков проработки функциональных требований к информационным системам и технических предложений, снижению качества подготовки конкурсной документации, недостаточной эффективности и затягиванию конкурсных процедур на создание государственных информационных систем (ГИС).
Серьёзным следствием несовершенства процессов являлось несоблюдение плановых сроков создания ГИС, снижение качества их внедрения и сопровождения. Для процесса цифровой трансформации региона крайне негативными эффектами такого состояния являлись сложность реализации единой технической политики, слабая синхронизация (по времени и ресурсам) создания взаимосвязанных информационных систем, неготовность к системным, комплексным проектам цифровизации ключевых сфер государственного управления в Ленинградской области, а в конечном счете – низкое качество данных, используемых в сфере государственного управления.
Более полугода комитет в сотрудничестве с ключевыми отраслевыми региональными органами власти и экспертным сообществом анализировал различные варианты процессов создания и сопровождения государственных информационных систем, разрабатывал базовые нормативные документы. В ходе этой работы в качестве промежуточных результатов была создана методика оценки эффективности создания и функционирования ГИС Ленинградской области, утверждённая приказом комитета от 23.09.2019 №12, разработаны унифицированные формы документов и реестров, используемых в процессах жизненного цикла ГИС. Главным результатом стало создание и утверждение единого регламента создания и сопровождения региональных ГИС. В подготовленных документах были учтены положения действующих федеральных нормативных правовых актов как в части создания и развития информационных систем, так и в части создания в будущем систем управления данными.
В соответствии с постановлением правительства Ленинградской области от 20.06.2019 №287 цикл создания государственной информационной системы включает ряд этапов, в том числе такие ключевые, как формирование потребности функционального заказчика (как правило, отраслевого органа исполнительной власти региона), подача им заявки по установленной форме, проведение оценки данной заявки Комитетом цифрового развития региона совместно с экспертами, подготовка и утверждение технического задания на создание или развитие государственной информационной системы, подготовка конкурсной документации, проведение конкурсных процедур, заключение государственного контракта, приёмка результатов его исполнения. Аналогичным образом определены этапы сопровождения ГИС. В рамках каждого этапа определены виды подготавливаемых и утверждаемых документов, реестров, в которые вносятся изменения, закреплена ответственность и варианты действий участников процесса.
Важно, что разработанный регламент увязан с другими ключевыми сферами государственного управления в Ленинградской области: бюджетным процессом, процессами государственных закупок, планами информатизации, региональными и федеральными проектами (в том числе, в рамках национальной программы «Цифровая экономика»).
Четкое разделение на этапы и отдельные операции позволяет конвейеризовать процессы жизненного цикла региональных ГИС. Это уже в ближайшее время приведет к уменьшению их суммарной длительности и повышению прозрачность за счет точно установленных точек контроля. Дополнительное повышение эффективности будет достигнуто за счёт автоматизации основных процессов жизненного цикла ГИС Ленинградской области.
Эта работа началась в августе 2019 года. В ближайшем будущем процесс взаимодействия органов власти региона при создании, модернизации и сопровождении информационных систем будет полностью автоматизирован. Использование унифицированных форм заявлений, технических заданий и государственных контрактов, а также реализация механизма совместной одновременной разработки и согласования документации позволят снизить трудозатраты и временные издержки. Возможность представления недостоверных данных будет исключена, так как шаблоны документов, их утвержденные итоговые версии и иная информация о процессах будут храниться в единой системе и базироваться на единых эталонных данных. Прозрачность процесса обеспечат единые правила взаимодействия органов власти, а также возможность контроля всеми участниками процесса сроков и статуса согласования документации в режиме онлайн.
Работа по регламентации процесса создания информационных систем в Ленинградской области не окончена, идёт опытная эксплуатация принятых решений. При накоплении практического опыта будут учитываться слабые и сильные стороны утверждённого регламента, вноситься необходимые изменения и дополнения.
Регламентация процессов жизненного цикла ГИС Ленинградской области позволит региону целостно подойти к реализации концепции создания региональной системы управления данными. Ленинградская область является одним из пилотных регионов, участвующих в эксперименте по созданию Национальной системы управления данными (НСУД) и апробации ее механизмов на региональном уровне. В ходе совместной работы по НСУД с АНО «Аналитический центр при Правительстве РФ» используются в том числе и наработки, полученные в ходе разработки регламента создания и сопровождения государственных информационных систем Ленинградской области.
Ленинградская область готова делиться своим опытом и наработками по регламентации процессов жизненного цикла государственных информационных систем, участию в эксперименте по НСУД, созданию аналитических инструментов для управления регионом на основе данных. Эти темы станут центральными в рамках конференции «Особенности региональной цифровизации», которая пройдет в Санкт-Петербурге 13-14 ноября.
См. документы:
- Постановление правительства Ленинградской области от 20.06.2019 №287 «Об утверждении порядка взаимодействия органов исполнительной власти ленинградской области при создании, модернизации и развитии государственных информационных систем Ленинградской области».
- Приказ комитета цифрового развития Ленинградской области от 23.09.2029 №12 «Об утверждении Регламента реализации порядка взаимодействия органов исполнительной власти Ленинградской области при создании, модернизации и развитии государственных информационных систем Ленинградской области, формы заявки на создание (модернизацию и развитие) государственных информационных систем Ленинградской области и Методики оценки предполагаемой эффективности создаваемых государственных информационных систем Ленинградской области».
- «Новый порядок создания информационных систем Ленинградской области», презентация председателя комитета цифрового развития Ленинградской области Виктории Кузнецовой.
- Блок-схема создания информационных систем.
Об авторе: Виктория Кузнецова, председатель комитета цифрового развития Ленинградской области.