Районы подключаются к цифровой трансформации

23 декабря 2021 года
Районы подключаются к цифровой трансформации

Цели и вызовы цифровой трансформации государственного и муниципального управления в Ленинградской области обсудили накануне во Всеволожске. В мероприятии, организованном комитетом цифрового развития Ленинградской области, приняли участие представители регионального комитета экономического развития, РАНХиГС, муниципальных районов.

Регион создаст «цифровые муниципалитеты»

«Все процессы в федеральных, региональных органах власти не могут идти в отрыве от муниципальных процессов. Только внедрение сквозных технологий на всех уровнях -  от федерального до муниципального - могут дать синергетический эффект и ощутимый результат как для оптимизации управленческой деятельности, так и для улучшения жизни граждан», - подчеркнул первый заместитель председателя правительства Ленинградской области –председатель комитета финансов Роман Марков, приветствуя участников мероприятия.

Ленинградская область приняла стратегию цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления в августе 2021 года – во исполнение перечня поручений Президента РФ.

«Ключевая миссия стратегии – создать понятные и доступные цифровые сервисы для трех целевых аудиторий – жителей, бизнеса и ведомств региона. Разработано 50 проектов по 10 отраслям. Цифровая трансформация коснется здравоохранения, образования, транспорта, государственного управления, социальной сферы, развития городской среды, сельского хозяйства, туризма и культуры, экологии и промышленности. Для реализации стратегии планируется внедрение сквозных технологий - искусственного интеллекта, больших данных и интернета вещей», – отметил председатель комитета цифрового развития Андрей Сытник.

Однако цифровая трансформация – это уже не только федеральная и региональная повестка. Взаимодействие с муниципалитетами необходимо при реализации проектов по развитию телеком-инфраструктуры, оказанию электронных государственных и муниципальных услуг, работе по сбору данных и защите информации, организации открытого диалога с жителями.

По поручению губернатора к 1 марта 2022 года планируется разработать концепцию «цифрового муниципалитета». Это понятие предполагает кардинальное изменение в органах местного самоуправления управленческих моделей, оптимизацию процессов принятия решений с использованием цифровых инструментов, переход на предоставление электронных услуг в проактивном режиме.

До конца года предполагается реализация проекта «Ситцентр 2.0», который обеспечит доступ органов местного самоуправления к Ситуационному центру губернатора в режиме одного окна. У каждого муниципалитета будет своя учетная запись, цифровой профиль, а также возможность использовать аналитику данных для принятия управленческих решений и следить за динамикой ключевых показателей муниципалитета.

 

Формируем цифровые команды

В региональных ведомствах и муниципальных районах уже назначены руководители цифровой трансформации. Именно они займутся оптимизацией процессов: преобразованием их из  традиционных «аналоговых», основанных на документах и их обработки людьми, в «цифровые», основанные на моделях использования цифровых инструментов, платформ, технологий.

«Руководитель цифровой трансформации – это лидер, определяющий стратегию цифровизации, проводник политики цифрового развития, обеспечивающий межведомственную координацию проектов», – отметила руководитель регионального проекта «Кадры для цифровой экономики» Оксана Козырева.

Важная часть работы по реализации стратегии – непрерывное обучение и повышение квалификации ответственных за цифровые преобразования, в том числе – в районах. Оценить уровень цифровых компетенций муниципальных служащих планируется уже в следующем году. Это позволит определить индивидуальные образовательные траектории, пройти обучение на курсах подготовки руководителей цифровой трансформации при РАНХиГС. В цифровой прокачке помогают также онлайн-курсы по программам КЛИК, Stepik, а также образовательные программы в рамках проекта «Цифровые профессии».

 

В приоритете - доступные цифровые услуги 

В числе ключевых проектов стратегии цифровой трансформации – перевод в электронный вид массовых социально значимых услуг, переход на проактивное предоставление мер социальной поддержки.

На едином портале госуслуг жителям Ленинградской области уже сегодня доступны 56 массовых социально значимых услуг. Одновременно, завершается доработка новой версии регионального портала государственных и муниципальных услуг Ленинградской области new.gu.lenobl.ru, для тестирования доступны 22 новые цифровые услуги и 2 сервиса.

«Важно, что получить услугу на порталах можно в несколько кликов. Не нужно полностью заполнять онлайн-заявления вручную: система это делает это автоматически, используя имеющуюся в личном кабинете информацию. От пользователя требуется минимум документов за счет возможности ведомств обмениваться данными. Уведомления о статусе и результате услуги приходят в личный кабинет», – отметила начальник сектора информатизации департамента развития цифровых технологий комитета цифрового развития Ленинградской области Мария Жукова.

Особого внимания муниципалитетов требует работа по типизации электронных муниципальных услуг. В региональном реестре сейчас 6500 опубликованных муниципальных услуг, и 95% из них подлежат стандартизации и типизации. Для упрощения этой работы комитетом экономического развития региона подготовлены методические рекомендации для муниципалитетов.

 

Цифровые сервисы – для открытого диалога с жителями

Эффективное управление невозможно без повышения открытости власти. Центр управления регионом Ленинградской области помогает оперативно получать информацию о текущих проблемах и способствовать их решению, выстраивать конструктивный диалог с жителями. Для этого используются платформы обратной связи, цифровые сервисы для проведения опросов, подготовки аналитики, обучения диджитал-специалистов. Вся эта работа ведется при системном взаимодействии ЦУР с региональными ведомствами и муниципалитетами.

 

 

Регион развивает ИТ-инфраструктуру

Без качественной информационной инфраструктуры в регионе невозможно достижение ключевых показателей цифровой трансформации.

За три года 396 социально значимых объектов в Ленинградской области подключены к высокоскоростному интернету в рамках нацпроекта «Цифровая экономика». Среди объектов ― 58 домов культуры, досуговых центров и библиотек, более 159 фельдшерско-акушерских пунктов, 142 общеобразовательных учреждения, а также 20 объектов МЧС. Многие из этих организаций получили доступ к сети впервые.

Уже сейчас в Ленинградской области все населённые пункты с населением более 250 человек обеспечены сотовой связью и доступом к сети Интернет по стандартам 3G/4G. В зоне неуверенного приёма сигнала 3G/4G – 232 населённых пункта с численностью населения менее 250 человек, а без покрытия сотовой связью 2G – 32 населённых пункта. Все районные центры, крупные населённые пункты Ленинградской области имеют узлы связи для предоставления проводного широкополосного доступа к сети Интернет.

По программе устранения цифрового неравенства в населенных пунктах с населением 250-500 человек построено 106 точек для беспроводного бесплатного доступа в Интернет. В этом году в рамках второго этапа программы по устранению цифрового неравенства, которая предусматривает доступ к скоростному интернету 4G в населённых пунктах с численностью жителей от 100 до 500 человек, три населённых пункта Ленинградской области уже подключены к мобильной связи.

Планируется, что к 2030 году для 97% домохозяйств региона будет обеспечена техническая возможность высокоскоростного проводного подключения к сети Интернет, все населённые пункты с населением 100-500 человек будут подключены к мобильному скоростному Интернету по технологии 4G. Для этого необходимо системное взаимодействие операторов связи и инфраструктурных операторов с органами власти и местного самоуправления по координации планов развития сетей связи, а также проактивная позиция в вопросах поддержки на местах проектов местных операторов «последней мили». 

 

 

Платформы – для повышения эффективности органов власти

В Ленинградской области функционирует 75 государственных информационных систем, обеспечивающих автоматизацию полномочий отраслевых органов исполнительной власти региона. Функционал ряда информационных систем позволяет автоматизировать функции, в том числе, муниципальных органов власти и подведомственных им учреждений.

Так, информационная система «Современное образование Ленинградской области» предоставляет удобные образовательные сервисы для регионального и районных комитетов образования, сотрудников образовательных организаций, жителей области.

Система электронного документооборота позволяет повысить скорость объема официальными документами, значительно сократить расходы на отправку корреспонденции. Эта система уже внедрена во всех органах власти региона, районных администрациях и в большинстве поселений.

Размещение градостроительной документации и работу с ней обеспечивает ГИСОГД. К системе подключены все уполномоченные органы МСУ и профильные комитеты администрации региона. На основании загруженных сведений система уже позволяет формировать в полуавтоматическом виде градостроительный план земельного участка.

Также в регионе создана система для учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Данная система позволит полностью исключить ведение реестров таких граждан «на бумаге» и обеспечить аккумулирование информации в единой базе данных Ленинградской области.

Уже на этапе создания информационных систем проводится работа по анализу возможных угроз, на основе которых формируются требования по защите информации при использовании систем. В системе безопасности используется обширный набор механизмов обеспечения безопасности: межсетевые экраны, средства анализа трафика, средства предотвращения вторжений, антивирусные средства, средства мониторинга событий и контроля защищенности. Все применяемые средства защиты информации имеют необходимые сертификаты соответствия требованиям ФСТЭК и ФСБ.

 

Регион активно внедряет отечественное ПО

Ленинградская область продолжает наращивать объем отечественных программных продуктов, используемых в своей деятельности.

 В администрации региона уже не первый год применяется отечественное программное обеспечение: системы электронного документооборота, управления бюджетным процессом, справочно-правовые системы. Доля отечественных антивирусных программ и браузеров в органах власти Ленинградской области составляет от 90 до 100%. А средства информационной безопасности – на 100% российские.

Второй год в органах власти Ленинградской области проводится опытная эксплуатация облачных сервисов отечественной разработки «Мой Офис». С 2020 года сотрудники администрации активно используют в работе отечественную операционную систему Astra Linux. Во время пандемии более 1000 сотрудников были успешно переведены на удаленную работу с использованием технологии LiveUSB. Данное решение позволило существенно сократить расходы на обеспечение удаленного доступа», при этом соблюсти строгие требования в части информационной безопасности, которые ФСТЭК России предъявляет к ИТ-инфраструктуре.

Значимый сегмент антикоррупционных мероприятий в Администрации Ленинградской области опирается на закупленные российские программные решения, такие как – Кронос, Интегрум, Спарк, КонтурФокус.

Задача по переходу на отечественное программное обеспечение – одна из наиболее значимых в нацпроекте «Цифровая экономика. Это позволит защитить государственные информационные системы от кибератак и технических сбоев, минимизировать риск утечки данных.

 

Муниципалы получат доступ к региональной системе видеонаблюдения

В Ленинградской области продолжается развитие региональной системы интеллектуального видеонаблюдения и аналитики.

На базе РМЦ создано ядро региональной системы интеллектуального видеонаблюдения и аналитики – для получения и хранения видеоизображений со всей области. К региональной системе уже присоединены более 1030 камер, сотни из них уже подключены к аналитическим алгоритмам, созданным на основе нейронных сетей.

Прежде всего подключаются точки мониторинга и аналитики трафика на въездах/выездах из муниципальных образований в зоне агломерации с Санкт-Петербургом, а также камеры, расположенные в районных центрах, крупных населенных пунктах, в торговых комплексах «Мега Дыбенко» и «Мега Парнас».

Система аналитики распознает регистрационный номер автомобиля, а также определяет марку и модель транспортного средства по габаритам и очертаниям. Уличная аналитика позволяет обнаруживать оставленные предметы, а также фиксирует скопления и нестандартное поведение людей. Только хранение видеоданных занимает более 1 петабайта, и это не предел.

Доступ к видеоинформации и аналитике как в онлайн-режиме, так и из архива, с любой подключенной камеры региона, предоставляется органам правопорядка региона. Данные единой системы видеонаблюдения также передаются в Ситуационный центр губернатора Ленинградской области – для решения текущие задач в социальной, культурной, транспортной сферах.

К 2024 году планируется подключить к единой системе видеонаблюдения региона более 2000 камер. В их числе – системы видеоконтроля муниципальных образований, социально-значимых объектов, учреждений культуры, видеодомофонов и терминалов «гражданин-полиция», а также коммерческих объектов.

Значимым этапом развития системы видеонаблюдения и аналитики является предоставление доступа к аналитике органам местного самоуправления. При этом потребует проработки формирование индивидуальных витрин данных – в зависимости от потребностей муниципалов. Общим требованием будет соответствие требованиям федеральной методологии, в том числе и по обеспечению информационной безопасности рабочих мест.