Росстат объяснил методику расчёта показателя «доля граждан РФ, использующих электронные госуслуги» за 2016 год

3 апреля 2017 года
Росстат объяснил методику расчёта показателя «доля граждан РФ, использующих электронные госуслуги» за 2016 год

Согласно материалам Росстата к подкомиссии по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг, расчет показателя «доля граждан РФ, использующих электронные госуслуги» за 2016 год осуществлялся в соответствии с методикой, утвержденной приказом Росстата от 7 сентября 2016 года № 486.

Согласно материалам Росстата к подкомиссии по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг, расчет показателя «доля граждан РФ, использующих электронные госуслуги» за 2016 год осуществлялся в соответствии с методикой, утвержденной приказом Росстата от 7 сентября 2016 года № 486.

Источником расчёта показателя для Росстата служит «Анкета выборочного обследования населения по вопросам использования информационных технологий информационно-телекоммуникационных сетей», утвержденная приказом 521 от 16 сентября 2016 года.

Методологические и организационные изменения утверждены приказом 639 от 10 октября 2016 года.

По результатам обследования, проведенного в октябре-ноябре 2016 года, фактическое значение показателя «доля граждан РФ, использующих электронные госуслуги» за 2016 год составило 51,3% (при плановом значении – 50%). При этом количество граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, возросло по сравнению с 2015 годом на 55,8% и составило 31,7 миллиона человек, говорится в материалах Росстата.

Согласно указу Президента Российской Федерации №601 «Об основах направления совершенствования системы государственного управления» от 7 мая 2012 года, целевой показатель по доле граждан, использующих электронные государственные услуги, в 2018 году должен составлять 70%.

В 2016 году было опрошено 60 тысяч домохозяйств – 140 тысяч человек. В 2017 году планируется провести три опроса, опросив 90 тысяч домохозяйств.

Отметим, что согласно тексту утвержденной методики, «государственные и муниципальные услуги считаются предоставленными в электронной форме при условии использования заявителем механизма аутентификации в информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации» (ЕСИА) в процессе получения услуги».

При этом в анкете, по которой производился опрос жителей, перечислены такие услуги, как проверка наличия штрафов ГИБДД, предоставление информации об успеваемости учащегося, предоставление информации о времени и месте театральных представлений, о проведении ярмарок, выставок народного творчества, ремесел и пр., которые не всегда требуют регистрации в ЕСИА.

Выдержка из методики

Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме — предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг.

В целях предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме могут использоваться другие средства информационно-телекоммуникационных технологий в случаях и порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации (п.6 ст.2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»).

Государственные и муниципальные услуги считаются предоставленными в электронной форме при условии использования заявителем механизма аутентификации в федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (ЕСИА) в процессе получения услуги.

Механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной — действия заявителя, совершенные в электронной форме, при получении услуги с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», порталов государственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации, а также официальных сайтов органов государственной власти и органов местного самоуправления:

• запись на прием в орган (организацию), многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг для подачи запроса;

•  формирование запроса;

• прием и регистрация органом (организацией) запроса и иных документов, необходимых для предоставления услуги;

• оплата государственной пошлины за предоставление услуг и уплата иных платежей, взимаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;

• получение результата предоставления услуги;

• досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия) органа (организации), должностного лица органа (организации) либо государственного или муниципального служащего.

Портал государственных и муниципальных услуг — государственная информационная система, обеспечивающая предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, а также доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров государственных и муниципальных услуг (п.7 ст.2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»).

Санкционированный доступ заявителя на портал государственных и муниципальных услуг осуществляется только после процедуры регистрации в ЕСИА, то есть при наличии учетной записи.

Источник: Экспертный центр электронного государства